Многие автомобилисты со стажем, да и просто люди, знакомые с историей советского автомобилестроения, до сих пор считают тольяттинскую “копейку” лучшим массовым автомобилем СССР. В 70-е годы наличие ВАЗ 2101 считалось признаком достатка семьи, а покупка этого транспортного средства была мечтой большей части мужского населения страны.
Легендарные Жигули
Приобрести Жигули было делом непростым. Рядовому автолюбителю для этого требовалось отстоять очередь (обычно 7-8 лет) и накопить 8000 рублей. Один раз без очереди купить “копейку” могли лишь ветераны войны и орденоносцы, а некоторые счастливчики выигрывали автомобиль в лотерею. И это при том, что производство модели было действительно массовым - только за 1973 год Волжский автозавод выпустил более 370 000 автомобилей.
История создания ВАЗ 2101
В середине 60-х годов прошлого столетия в СССР назрела необходимость в появлении нового массового легкового автомобиля. Имеющихся мощностей АЗЛК и Запорожского автозавода не хватало для полного обеспечения потребностей страны, да и качество собираемых на этих заводах автомобилей все меньше устраивало советских граждан.
В итоге было решено строить новый автогигант в сотрудничестве с итальянским автоконцерном Фиат. Выбор оказался крайне удачным, ведь с одной стороны, из всех капиталистических стран именно с Италией у СССР в то время были достаточно теплые отношения. С другой стороны, итальянский концерн занимал в то время весомые позиции в европейском автомобилестроении и не так давно выпустил очень удачную легковую модель Fiat 124, ставшую впоследствии прототипом легендарной советской “копейки”.
Начало производства
Автозавод в Тольятти строили всей страной с 1965 г. В итоге уже 1 марта 1970 г. первые шесть ВАЗ 2101 сошли с конвейера предприятия. В качестве отступления отметим, что итальянским инженерам пришлось основательно доработать свою машину, чтобы она могла беспроблемно эксплуатироваться в советских условиях.
Вот лишь некоторые доработки:
- повышена жесткость кузова;
- задние дисковые тормоза заменены на более надежные барабанные;
- усилена подвеска передняя, а задняя с реактивной трубой полностью заменена на подвеску с пятью реактивными штангами;
- доработаны синхронизаторы в КПП и усилено сцепление.
Жигули оказались даже комфортнее своего итальянского прототипа. Например, многие советские граждане по достоинству оценили возможность трансформировать сиденья нового автомобиля в удобные спальные места.
В августе 1970 начался массовый выпуск ВАЗ 2101. До конца года предприятие успело выпустить 30 000, а в следующем - уже более 100 000 автомобилей. На проектную мощность Волжский автозавод вышел в 1975 году.