Крепежные элементы автомобиля Renault Duster
Выполнение многих работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей предполагает разборку резьбовых соединений. Перед разборкой соединения выберите правильный профиль ключа или отвертки.
В автомобиле наиболее распространены следующие виды винтов:
- винт с полукруглой головкой и крестообразной выемкой 1;
- винт с полукруглой головкой и шестигранной выемкой-звездочкой (TORX) 2;
- винт с цилиндрической головкой и шестигранной выемкой (по сравнению с винтами, имеющими полукруглую головку, винт с цилиндрической головкой может закручиваться еще большим моментом за счет большей поверхности соприкосновения с ключом) 3;
- до сих пор встречаются винты с полукруглой головкой и плоским шлицем 4.
Болтовые соединения могут быть более крупными по сравнению с винтовыми, следовательно, выдерживают большие нагрузки.
Болты бывают с шестигранной головкой 5, с шести- и двенадцатигранной головкой типа TORX.
Также в резьбовых соединениях могут применяться болты 6 с шестигранной головкой и буртиком. Буртик может быть как гладким, так и с насечками (насечки выполняют контрящую функцию).
Самонарезающие винты (саморезы) используются для соединения деталей кузова и его обивок.
Наиболее удобны в использовании самонарезающие винты с заостренным наконечником.
Такие винты легче «находят» свое отверстие.
Для крепления дополнительного оборудования часто используются самонарезающие винты со сверлом на конце.
Такие винты можно закручивать в металл кузова без предварительного сверления. Однако в этом случае удобнее пользоваться электрическим шуруповертом. Перед этим металлические детали следует «накернить».
Винт самонарезающий бывает с шестигранной головкой и буртиком. Может использоваться в соединениях деталей, подверженных частому попаданию грязи. Такие винты легко отворачиваются торцовыми ключами, которые надежнее в использовании по сравнению с отвертками.
Бывают винты с комбинированной головкой (шлиц и наружный шестигранник) — такие винты целесообразнее отворачивать гаечным ключом, так как в этом случае меньше вероятность «срыва» головки.
Гайки некоторых узлов автомобиля выполнены са-моконтрящимися с нейлоновым кольцом (особенно гайки соединений деталей подвески)...
1
Это гайки одноразового использования, так как при повторном использовании они теряют свои контрящие свойства.
Также бывают гайки, выполненные из латуни или стальные, омедненные. Такие гайки используются в «горячих» соединениях (приемной трубы глушителя с выпускным коллектором).
...или с пояском для законтривания.
Шайбы могут использоваться в качестве уплотнительных элементов. Для уплотнения гидравлических систем, как правило, применяются медные отожженные шайбы.
Также они препятствуют повреждению деталей при закручивании. Кроме того, шайбы могут использоваться в качестве контрящих элементов резьбово-...и конические пружинные шайбы 2.
При сборке/разборке резьбовых соединений необходимо придерживаться несложных правил:
- перед отворачиваем винта очистите шлиц или головку винта от грязи, тем самым предотвращая срыв шлицев винта, также очистите выступающую часть резьбы соединения...
...и обработайте проникающей антикоррозийной смазкой;
- перед сборкой резьбовых соединений для их последующей разборки смазывайте их специальной смазкой. Исключение составляют соединения с гайками, имеющими нейлоновое кольцо, так как в этом случае смазка может частично растворить кольцо, и гайка потеряет свои контрящие свойства;
- после сборки винтовых резьбовых соединений в местах, подверженных попаданию грязи, замажьте шлицы винтов пластилином. Эта мера позволит защитить шлиц винта от коррозии и облегчит его дальнейшее отворачивание.
В ответственных резьбовых соединениях находит применение фиксатор резьбы.
Это средство предотвращает самоотворачивание и предохраняет резьбу от коррозии.