Номинальные и предельно допустимые значения приведены в разделе «Сервисные данные и спецификация» данной главы.
1. Осевой зазор коленчатого вала:
• Индикатором часового типа (а) измерить зазор между упорным кольцом и коленчатым валом, перемещая его в продольном направлении.
• Если результаты измерений превышают предельно допустимое значение, заменить упорные кольца новыми и провести измерения заново Если полученные значения по-прежнему превышают норму, заменить коленчатый вал.
2. Боковой зазор шатунов:
• Измерить боковой зазор между шатуном и коленчатым валом, используя набор плоских щупов (А)
• Если результаты измерений превышают предельно допустимое, заменить шатун новым и провести измерения заново. Если полученные значения по-прежнему превышают норму, заменить коленчатый вал.
3. Зазор между поршневым пальцем и поршнем:
• Нутромером (А) измерить внутренний диаметр отверстия в поршне. • Микрометром (А) измерить наружный диаметр поршневого пальца.• Вычислить зазор между поршневым пальцем и поршнем как разность наружного и внутреннего диаметров.
• Если величина зазора превышает предельно допустимую, заменить поршень с поршневым пальцем в сборе.
4. Боковой зазор поршневых колец:
• Измерить боковой зазор между поршневым кольцом и канавкой в поршне, используя набор плоских щупов (А).
• Если результаты измерений превышают предельно допустимое значение, заменить поршневое кольцо и провести измерения заново. Если полученные значения по-прежнему превышают норму, заменить поршень.
5. Зазор в замке поршневого кольца:
• Убедиться в том, что диаметр отверстия цилиндра соответствует норме.
• Нанести свежее моторное масло на поршень (1) и поршневое кольцо (2), после чего протолкнуть (А) поршневое кольцо поршнем до середины цилиндра (В) и измерить зазор в замке поршневых колец при помощи набора плоских щупов (С)
• Если результаты измерений превышают предельно допустимое значение заменить поршневое кольцо новым.
6. Изгиб и кручение шатуна:
• Проверку шатуна проводить с помощью специального стенда.
• Если превышаются максимальные значения, заменить шатун новым. |
А. Изгиб. В. Кручение, С. Плоский щуп
7. Диаметр нижней головки шатуна:
• Надеть крышку на шатун (не вставляя вкладыши) и затянуть шатунные болты установленным моментом.
• Измерить диаметр постели шатунных вкладышей при помощи нутромера.
1. Шатунная крышка. 2. Шатун. А. Пример. В. Диаметр
• Если размер превышен, заменить шатун новым.
8. Зазор в верхней головке шатуна:
• Измерить внутренний диаметр втулки при помощи микрометрического нутромера (А).
• Измерить наружный диаметр поршневого пальца с помощью микрометра (А).
• Вычислить масляный зазор в верхней головке шатуна как разность между внутренним и наружным диаметрами.
• Если масляный зазор больше предельно допустимого, заменить шатун и/или поршень и поршневой палец. При замене поршня с пальцем руководствоваться информацией по подбору поршня и шатунных вкладышей.
9. Неплоскостность блока цилиндров:
• С помощью скребка удалить с верхней плоскости блока цилиндров остатки прокладки и также очистить поверхности от масла, нагара и других загрязнений.
Соблюдать осторожность, не допускать попадания остатков прокладки в масляные каналы и каналы для охлаждающей жидкости в блоке цилиндров.
• При помощи поверочной линейки (А) и плоского щупа (В) измерить коробление блока цилиндров в нескольких точках в шести направлениях (С-Н). |
• Если измеренное значение не соответствует техническим условиям, заменить головку блока цилиндров.
10. Диаметр постели коренных вкладышей:
• Не устанавливая коренные вкладыши, установить коренные крышки, а затем затянуть коренные болты установленным моментом.
• Измерить диаметр постели коленчатого вала в пяти миллиметрах от края в двух направлениях при помощи нутромера.
1. Блок цилиндров. 2. Крышка коренной опоры.
Стрелка указывает переднюю часть двигателя.
• Если измеренное значение не соответствует техническим условиям, заменить блок цилиндров с коренными крышками в сборе.
Крышки коренных подшипников не могут заменяться отдельно, поскольку они обрабатываются совместно с блоком цилиндров.
11. Зазор между поршнем и цилиндром:
• При помощи нутромера измерить износ, овальность и конусность каждого цилиндра в шести точках. (В плоскостях "X" и "Y" в сечениях "А", "В" и "С"), плоскость ("Y" совпадает с продольной осью двигателя).
f. 10 мм g. 60 мм h. 124 мм
Для определения размерной группы цилиндра измерить диаметр в сечении «В».
• Если измеренные значения превышают максимально допустимые или есть царапины и задиры на поверхности, заменить блок цилиндров новым.
Ремонтные размеры для поршней и блока цилиндров отсутствуют.
• При помощи микрометра (А) измерить диаметр юбки поршня.
• Зазор между поршнем и цилиндром вычисляется как разность между наружным диаметром юбки поршня и внутренним диаметром отверстия цилиндра (плоскость «X» сечение «В»).
• Если полученное значение не соответствует техническим нормам, заменить поршень с поршневым пальцем в сборе и/или блок цилиндров.
12. Диаметр коренных шеек коленчатого вала:
• Измерить наружный диаметр коренной шейки коленчатого вала с помощью микрометра (А).
• Если измеренное значение не соответствует норме, измерить зазор в коренном подшипнике и в случае необходимости использовать уменьшенные вкладыши коренных опор.
13. Диаметр шатунных шеек:
• Измерить наружный диаметр шатунной шейки коленчатого вала с помощью микрометра.
• Если измеренное значение не соответствует норме, измерить зазор в шатунном подшипнике и в случае необходимости использовать уменьшенные шатунные вкладыши.
14. Овальность и конусность шеек коленчатого вала:
• Измерить диаметр каждой коренной и шатунной шейки в четырёх точках, как показано на рисунке.
• Овальность определяется разностью размеров "X" и "Y" в точках "А" и "В"
• Конусность определяется разностью размеров "А" и "В" в точках "X" и "Y".
• Если измеренные величины не соответствуют техническим условиям, то перешлифовать или заменить коленчатый вал.
• После перешлифовки проверить масляный зазор на обработанных шейках. Затем подобрать коренные и/или шатунные вкладыши.
15. Биение коленчатого вала:
• Установить V-образные призмы на разметочную плиту и положить на призмы коленчатый вал.
• Установить индикатор часового типа (А) напротив средней коренной шейки (№ 3).
• Вращая коленчатый вал, измерить биение коленчатого вала по сред ней коренной шейке (амплитуда стрелки).
• Если измеренное значение не соответствует техническим условиям, заменить коленчатый вал.
16. Зазор на шатунной шейке:
А) Расчётное определение зазора:
• Установить шатунные вкладыши в шатун и в шатунную крышку, затянуть шатунные болты установленным моментом.
осевом направлении на шатунной шейке, но не на масляное отверстие.
• Установить шатунные вкладыши в шатун и в шатунную крышку, затянуть шатунные болты установленным моментом.
Не проворачивать коленчатый вал.
• Снять крышку шатуна с вкладышем и по шкале калибра (А) определить величину радиального масляного зазора.
Если зазор больше максимального, принимаемые меры такие же, как и в случае расчетного метода.
17. Зазор на коренной шейке
А) Расчётное определение зазора:
• Установить коренные вкладыши в блок цилиндров и в коренные крышки, установить коренные крышки постели коленчатого вала и затянуть коренные болты установленным моментом.
• Измерить диаметр постели коленчатого вала при помощи нутромера.
• Вычислить зазор как разность диаметров отверстия коренной опоры и коренной шейки.
1. Блок цилиндров 2. Коренная крышка 3. Коренной вкладыш А. Пример В. Диаметр
• Если полученное значение не соответствует техническим условиям, подобрать коренные вкладыши, исходя из диаметра постели коренных вкладышей, диаметра коренной шейки и необходимого масляного зазора.
В) Измерение зазора деформируемым калибром:
• Тщательно протереть коренную шейку и коренные вкладыши.
• Отмерить и отрезать пластиковый калибр по длине чуть меньше ширины подшипника и установить его в осевом направлении на коренной шейке, но не на масляное отверстие.
• Установить коренные вкладыши в блок цилиндров и в крышку коренной опоры, затянуть коренные болты установленным моментом.
Не проворачивать коленчатый вал.
Снять крышку коренной опоры с вкладышем и по шкале калибра (А) определить величину радиального масляного зазора.
Если зазор больше максимального, принимаемые меры такие же, как и в случае расчетного метода.
18. Выступание коренного вкладыша:
• После снятия коренной крышки с вкладышем, которая была затянута установленным моментом, торец вкладыша должен выступать над разъёмом постели.
1. Коренной вкладыш А. Пример В. Выступание вкладыша
• В случае отсутствия выступания заменить вкладыши.
19. Выступание шатунного вкладыша:
• После снятия шатунной крышки с вкладышем, которая была затянута установленным моментом, торец вкладыша должен выступать над разъёмом постели.
1. Коренной вкладыш А. Пример В. Выступание вкладыша
• В случае отсутствия выступания заменить вкладыши.
20. Наружный диаметр коренного болта:• Измерить диаметры ("d1", "d2"), как показано на рисунке. |
• Если утончение болта проявляется вне сечения «d2», принимать это значение в качестве диаметра "d2" Предельно допустимая разность ("d1" - "d2"): 0,2 мм.
• Если разность больше предельно допустимой, заменить коренной болт новым.
21. Наружный диаметр шатунного болта:
• Измерить диаметр "d" шатунного болта, как показано на рисунке.
• Если утончение болта проявляется вне сечения "d", рассматривать этот диаметр как "d" Предельно допустимое значение: 7,75 мм.
• Если болт тоньше предельно допустимого значения "d" заменить его новым.
22. Биение маховика:
• Индикатором часового типа (А) измерить биение рабочей поверхности маховика, как показано на рисунке
« Если измеренное значение превышает 0,25 мм, заменить маховик новым.