Mazda CX-7. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
На автомобиле установлена необслуживаемая аккумуляторная батарея номинальным напряжением 12 В, емкостью 55 А ч. Элементы батареи расположены в моноблоке из полимерного материала и закрыты общей крышкой, неразделимо соединенной с моноблоком,
В крышку батареи встроен индикатор плотности электролита, показания которого учитывают температуру батареи. Возможны три варианта показаний индикатора:
- синий индикатор с красной точкой - батарея заряжена;
- белый индикатор с красной точкой - батарея частично разряжена, пуск двигателя затруднен или невозможен;
- красный индикатор с красной точкой - чрезмерное снижение уровня электролита вследствие длительного перезаряда аккумуляторной батареи или ее естественного износа.
Напряжение полностью заряженной аккумуляторной батареи без нагрузки (ЭДС - электродвижущая сила) должно находиться в пределах 12,6-12,9 В. Напряжение в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе несколько выше, чем на клеммах АКБ, и должно находиться в пределах 14,0-14,2 В (±0,2 В от крайних значений).
Значение напряжения ниже 13,8 В ведет к недозаряду батареи, а выше 14,4 В - к перезаряду, что одинаково пагубно сказывается на сроке службы аккумуляторной батареи.
ПРИМЕЧАНИЯ
Вместо штатной необслуживаемой батареи можно установить любую аналогичную по емкости и монтажным размерам батарею. В этом случае используйте и обслуживайте батарею в соответствии с приложенной к ней инструкцией (см. также «Обслуживание аккумуляторной батареи», с. 222). Аккумуляторные батареи одной модели могут быть изготовлены с разной полярностью подключения (клеммы «плюс» и «минус» батарей разных вариантов расположены противоположно). Приобретайте батарею той же полярности, что и у смонтированной на автомобиле, так как батарею другой полярности не удастся подключить к бортовой сети из-за недостаточной длины проводов и несоответствия размеров их наконечников.. Помимо этого некоторые производители выпускают батареи с уменьшенными размерами выводов (другого стандарта), которые также не удастся подключить к бортовой сети вашего автомобиля. На автомобиле Mazda СХ-7 установлена аккумуляторная батарея с полярностью и размерами выводов по российскому стандарту.
При работе с металлическими инструментами не допускайте коротких замыканий аккумуляторной батареи.
При зарядке батареи образуется взрывоопасная газовая смесь, поэтому во время зарядки и обслуживания батареи запрещается курить и пользоваться открытым огнем. Заряжайте батарею в хорошо вентилируемом помещении.
При случайном попадании брызг электролита на кожу или в глаза немедленно, до оказания медицинской помощи обильно промойте пораженные места водой и затем 2%-ным раствором питьевой соды (0,5 чайной ложки на стакан воды).
После любой работы с аккумуляторной батареей обязательно вымойте руки с мылом.
Mazda CX-7. ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
При использовании обслуживаемой аккумуляторной батареи не реже одного раза в 2 недели удаляйте сухой ветошью пыль и грязь с поверхности моноблока и крышки батареи. Если на крышке случайно оказался электролит, удалите его чистой ветошью, смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта или соды. Затем насухо протрите поверхность крышки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Очищайте поверхность крышки только при плотно завернутых пробках во избежание загрязнения электролита.
Следите за тем, чтобы пробки всегда были плотно ввернуты в горловины банок. Не реже одного раза в 2 недели проверяйте чистоту отверстий для выхода газа в пробках (если они в них выполнены) или боковых стенках крышки, так как засорение этих отверстий вызовет повышение давления газа внутри батареи, что может привести к ее повреждению.
Для предотвращения окисления клемм батареи и наконечников проводов регулярно очищайте клеммы и наконечники, смазывайте их техническим вазелином или консистентной смазкой. Следите за плотностью соединения наконечников проводов и клемм.
Периодически проверяйте надежность крепления батареи на автомобиле, при необходимости подтягивайте его во избежание появления трещин на моноблоке.
Периодически, не реже одного раза в 2 недели проверяйте уровень электролита в элементах батареи.
ПРИМЕЧАНИЕ
У батарей с общей для всех элементов крышкой, оснащенной конденсаторной полостью, допускается проверять уровень электролита один раз в 2 месяца.
Уровень электролита во всех элементах должен быть на 5-10 мм выше верхней кромки сепараторов, что соответствует нахождению уровня между метками «MIN» и «МАХ» на стенке полупрозрачного корпуса батареи.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Проверять уровень электролита над верхней кромкой сепараторов удобно стеклянной трубочкой: опустите ее в элемент до упора в сепаратор и, закрыв свободный конец трубочки пальцем, выньте из элемента.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности |
Способ устранения |
Разряд батареи при эксплуатации автомобиля |
|
Проскальзывание ремня привода генератора |
Отрегулируйте натяжение ремня |
Неисправен генератор |
Проверьте генератор |
Повреждение изоляции в системе электрооборудования |
Найдите место утечки тока и устраните повреждение |
Подключение владельцем автомобиля новых потребителей сверх допустимых пределов |
Отключите новые потребители электроэнергии |
Чрезмерное загрязнение поверхности батареи |
Очистите поверхность батареи |
Уровень электролита ниже верхней кромки пластин |
Восстановите нормальный уровень электролита |
Короткое замыкание между пластинами |
Замените батарею |
Батарея не прогрета вследствие низкой температуры окружающей среды (при –20 °С и ниже) |
Прогрейте батарею в теплом помещении до температуры 10–30 °С и зарядите |
Электролит на поверхности батареи |
|
Повышенный уровень электролита, приводящий к выплескиванию |
Установите нормальный уровень электролита |
Просачивание электролита через трещины в корпусе |
Замените батарею |
Кипение электролита вследствие очень высокого напряжения генератора |
Замените регулятор напряжения генератора |
Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатации пластин |
Замените батарею |
таблица 10.3 ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Напряжение на выводах, В |
12,65 |
12,45 |
12,24 |
12,06 |
11,80 |
Плотность электролита, г/см3 |
1.27 |
1,23 |
1,20 |
1,17 |
1.12 |
Степень заряженности, % |
100 |
75 |
50 |
25 |
0 |
Для восстановления уровня электролита доливайте только дистиллированную воду. Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливайте электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, откачайте электролит резиновой грушей с эбонитовым наконечником.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Доливать в аккумуляторную батарею концентрированную кислоту категорически запрещается!
Mazda CX-7. ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Если в процессе эксплуатации появились затруднения с пуском двигателя, проверьте степень заряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита или напряжению на ее клеммах в ненагруженном состоянии (табл. 10.3). Для проверки плотности электролита пользуйтесь ареометром или имеющимся в продаже поплавковым индикатором плотности электролита. Напряжение на клеммах батареи можно измерить любым вольтметром постоянного тока с пределом измерения 20 В (подобный вольтметр входит в состав всех имеющихся в продаже автотестеров).
Если степень заряженности батареи 75% или ниже, необходимо снять батарею с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства.
Mazda CX-7. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Вам потребуется ключ «на 10».
1. Поверните выключатель (ключ в выключателе) зажигания в положение «LOCK».
2. Ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника «массового» провода...
3. ...и снимите наконечник провода с клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Отведите его в сторону.
4. Подденьте крышку... |
5.
...и снимите крышку наконечника провода клеммы «плюс» аккумуляторной батареи...
6. ...ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника провода...
7. ...и отсоедините наконечник от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи.
8. Ослабьте гайку слева и гайку справа крепления прижимной планки аккумуляторной батареи.
9. Снимите планку крепления в сборе со стяжками, выводя стяжки из зацепления с петлями на полке... 10. ...возьмите за ручку... |
11.
...и извлеките аккумуляторную батарею из моторного отсека.
12. Установите аккумуляторную батарею в обратном порядке. Перед подсоединением проводов зачистите клеммы батареи и внутренние поверхности наконечников проводов мелкозернистой наждачной бумагой. Провода подсоедините в порядке, обратном снятию, соблюдая полярность. Сначала подсоедините основную аккумуляторную батарею, затем дополнительную. После подсоединения проводов к клеммам батареи нанесите на металлические наконечники проводов и открытые поверхности клемм тонкий слой смазки Литол-24 или аналога (наиболее предпочтительны медесодержащие токопроводящие смазки).
ПРИМЕЧАНИЯ
ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ПРИ 25 *С, г/см3
Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С) |
Время года |
Полностью заряженная батарея |
Батарея на 25% разряжена на 50% |
|
Очень холодный (от -50 до -30) |
Зима |
1,30 |
1,26 |
1,22 |
Лето |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
|
Холодный (от -30 до -15) |
Круглый год |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
Умеренный (от -15 до -8) |
Тоже |
1,28 |
1.24 |
1,20 |
Теплый влажный (от 0 до +4) |
» |
1,23 |
1,19 |
1,05 |
Жаркий сухой (от +4 до +15) |
» |
1,23 |
1,19 |
1,15 |
4. Повторите операции 2 и 3 на каждой боковой двери автомобиля.
Mazda CX-7. ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Снятую с автомобиля аккумуляторную батарею аккуратно очистите, особенно ее верхнюю часть, проверьте уровень электролита (см. «Обслуживание аккумуляторной батареи», с. 222) и при необходимости доведите его до нормы (если на автомобиле установлена обслуживаемая аккумуляторная батарея).
Обслуживаемую батарею заряжают при вывернутых пробках током, составляющим 10% номинальной емкости аккумуляторной батареи (батарею емкостью 55 А ч заряжают током 5,5 А). Зарядку проводят до начала обильного газовыделения и достижения постоянного напряжения и плотности электролита в течение 3 ч. Плотность электролита заряженной при 25 ‘С батареи должна соответствовать данным табл. 10.4 для каждого климатического района.
При зарядке батареи периодически проверяйте температуру электролита и не допускайте ее повышения более +40 С. Если температура достигнет +40 "С, следует наполовину уменьшить зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до +27 С.
Зарядку прекращают, когда начинается обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электролита, зафиксированные во время последних трех замеров (проводят через 1 ч после отключения батареи), будут оставаться постоянными.
Если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом температурной поправки) отличается от значения, указанного в табл. 10.4, откорректируйте ее. При повышенной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированную воду. Если плотность электролита ниже нормы, то, отобрав его из элемента, долейте электролит повышенной плотности (1,4 г/см3).
После корректировки плотности электролита продолжайте зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин измерьте уровень электролита во всех элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, долейте электролит, плотность которого соответствует данному климатическому району (см. табл. 10.4). Если уровень электролита выше нормы, отберите излишек резиновой грушей.
Необслуживаемую батарею заряжают специальным зарядным устройством, автоматически уменьшающим силу тока по ме-ре зарядки батареи (при постоянном напряжении). По достижении полного заряда батареи такое устройство автоматически отключается. Допускается заряжать необслуживаемую батарею током, составляющим 5% номинального значения емкости аккумуляторной батареи (батарею емкостью 55 А*Ч заряжают током 2,75 А).