Вы здесь

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

Mazda CX-7. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Система отопления, кондиционирования и вентиляции представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопи­тель (повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы), конди­ционер (снижает температуру и влажность воздуха), воздухонагнетатель (вентиля­тор), воздуховоды с фильтром (обеспе­чивают воздухообмен в салоне, очищают воздух от пыли) и блок управления (упра­вляет всеми элементами системы для по­лучения заданных параметров комфорта).

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ

На автомобиле установлен отопитель жидкостного типа.

Радиатор отопителя объединен с систе­мой охлаждения двигателя двумя шланга­ми, проходящими в моторном отсеке. Ра­диатор помещен в пластмассовый кожух климатического блока, установленный под центральной частью панели приборов.

Основные узлы отопителя (рис. 12.1):

- теплообменник (радиатор) 3 отопите­ля, предназначенный для нагревания по­ступающего в салон воздуха теплом охлаж­дающей двигатель жидкости;

- заслонка 4 регулятора температуры воз­духа, поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количе­ство воздуха, проходящего через теплооб­менник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника;

- заслонки 1, 2 и 8 распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува стекла ветрового окна.

Подробно работа органов управления отопителем и кондиционером описана в разд. «Отопление, кондиционирование и вентиляция салона-, с. 22.

Рис. 12.1. Схема движения воздуха в блоке отопления и кондиционирования воздуха: 1 - заслонка распределе­ния потока поступающего воздуха; 2 - верхняя заслонка распределения воздуха; 3 - теплообменник отопителя; 4 - заслонка регулятора температуры воздуха; 5 - теплообменник испарителя кондиционера; 6 - электродвигатель вен­тилятора; 7 - заслонка рециркуляции; 8 - нижняя заслонка распределения воздуха; 9 - воздуховод кондиционера; 10 - сопла обдува ветрового стекла; И - сопло обдува боковых стекол; А - положение заслонки для подачи воздуха из салона; В - положение заслонки для подачи наружного воздуха

Mazda CX-7. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобиле Mazda СХ-7 установлена система кондиционирования компрессор­ного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера скомпонованы в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.

Принципиальная схема движения хлада­гента в системе кондиционирования возду­ха приведена на рис. 12.2.

Компрессор установлен на двигателе и приводится во вращение поликлиновым ремнем.

Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора установлен в алюминиевом корпусе на под­шипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.

Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вра­щается. При включении кондиционера кру­тящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это прижим-

ной диск муфты под действием электромагни­та входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторон­ние звуки, греется или появляется запах га­ри, то, вероятно, начал разрушаться ее под­шипник. В этом случае необходимо заме­нить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода», с. 298). В некоторых запу­щенных случаях может потребоваться заме­на муфты компрессора в сборе или соста­вляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение компрес­сора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях си­стемы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-ли­бо причине (полностью открыта дроссельная заслонка, высокая температура охлажда­ющей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение ком­прессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, компрессор заклинило. Внутренняя насосная часть ком­прессора ремонту не подлежит. В этом слу­чае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрессор работает, а в действительности он ничего не перекачивает. Установить истину может только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.

Во всех этих случаях точно определить при­чину неисправности можно после полной ди­агностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных конди­ционеров.

Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); 6 - вентиляторы радиатора системы охлаж­дения: 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный клапан линии низ­кого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан

Конденсор (радиатор кондиционера)

(рис. 12.3) многопоточного типа располо­жен перед радиатором системы охлажде­ния двигателя. Он крепится с помощью ре­зинометаллических опор к рамке радиато­ра. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородка­ми для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки 5 алю­миниевые с фланцами 4 для подсоедине­ния трубок. По высоте бачки разделены на секции, поэтому поток хладагента, проходя через конденсор, несколько раз меняет на­правление. В конденсоре пары сжатого компрессором хладагента конденсируют­ся, и выделяющееся при этом тепло отво­дится в окружающий воздух.

Рис. 12.3. Конденсор кондиционера: 1 - ресивер; 2 - опоры верхнего крепления; 3 - соты; 4 - фланцы крепления трубопроводов линии высокого давления; 5 - бачок конденсора; 6 - опоры нижнего крепления; 7 - фланец крепле­ния ресивера

При включении кондиционера блок упра­вления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора ох­

лаждения двигателя, что улучшает тепло­обмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

He реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давле­ние в системе и увеличит срок службы эл­ементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию тонкостенных пластин В оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А трубки у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие- установку, сварку конденсора и заправку си­стемы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор. Вместо доро­гого оригинального вполне можно купить бо­лее дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.Испаритель расположен в блоке систе­мы отопления и кондиционирования сало­на. Испаритель изготовлен из алюминие­вых трубок с наружным оребрением для

улучшения теплообмена. Проходя по труб­кам испарителя, кипящий хладагент актив­но поглощает тепло из воздуха, обдуваю­щего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилято­ром подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат сливается под днище автомобиля через дренажную трубку, расположенную на тоннеле пола. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхно­сти испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилост­ных бактерий и грибковых культур. Со време­нем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в мо­мент выключения кондиционера и во влаж­ную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя

специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и про­чищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

Терморегулирующий клапан блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам и испа­рителю с помощью фланцевых соедине­ний. Пройдя через дросселирующее отвер­стие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регу­лирующий элемент, изменяющий проход­ное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент на­страивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.

Ресивер-осушитель с помощью крон­штейна установлен на левом бачке конден­сора.

Неразборный корпус ресивера изгото­влен из алюминиевого сплава и крепится к трубопроводам с помощью фланцевого со­единения. Внутри корпуса находится филь­трующий элемент заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается

от возможных примесей, грязи и влаги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В случае ремонта или замены элементов си­стемы кондиционирования, если она нахо­дилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит заме­не. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.

Оберегайте металлические участки тру­бопроводов от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.

Для соединения взаимоподвижных эл­ементов системы трубопроводы на некото­рых участках снабжены гибкими вставками (рис. 12.4) из синтетических материалов.

В местах соединений отдельных элемен­тов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разьединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. Ре­зьбовые соединения трубопроводов затя­гивайте рекомендуемым моментом. Сла­бая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Рис. 12.4. Конструкция шланга гибкой вставки: 1 -

наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд сило­вого каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой

Для подсоединения диагностического и заправочного оборудования служат два сервисных клапана на трубопроводах.

Так расположены на трубопроводах сервисные клапаны линий высокого А...

...и низкого Б давления.

Клапаны закрыты резьбовыми колпачка­ми, для предохранения их от попадания грязи. На колпачки нанесены символы Н и L линий высокого и низкого давления соот­ветственно.

В клапанах установлены золотники, сход­ные по конструкции с золотниками шин ко­лес, но отличающиеся от них размерами.

Для выворачивания и вворачивания зо­лотников используется специальный ключ.

Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено, так как после такой провер­ки золотник клапана может полностью не закрыться и произойдет утечка хладагента из системы!

Датчик давления установлен на участке трубопровода линии высокого давления за правой блок-фарой. По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или при аварий­ном повышении давления в ней с целью за­щиты компрессора от перегрузок.

Панель блока управления системой вентиляции, отопления и кондиционирова­ния воздуха установлена на консоли панели приборов.

Информация о режиме работы системы отображается на дисплее панели приборов.

Подробно органы управления вентиля­цией, отопителем и кондиционером описа­ны в разд. 1 «Устройство автомобиля», см. «Отопление, кондиционирование и венти­ляция салона», с. 22.

Датчик температуры воздуха в сало­не расположен в панели приборов, справа от рулевой колонки. Для исключения не­верных показаний значений температуры из-за влияния нагретых элементов панели датчик снабжен системой принудительно­го обдува. Система обеспечивает равно­мерный проток воздуха из передней части салона автомобиля через корпус датчика. Для нормального движения воздуха пре­дохраняйте входное отверстие корпуса датчика от попадания каких-либо твердых частиц или жидкости. Особенно это каса­ется случаев химической чистки салона. Во время уборки салона пылесосом кате­горически запрещается подносить всасы­вающий наконечник трубы пылесоса к входному отверстию датчика. При затруд­ненном протоке воздуха через корпус дат­чика нормальное функционирование си­стемы автоматического управления кли­матом нарушается.

Хладагент. Система заправлена хлада­гентом R134a. В него добавлено специаль­ное масло для смазки компрессора. Кате­горически запрещено использовать в си­стеме хладагенты и масла других типов.

ПРИМЕЧАНИЯ

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание си­стемы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диаг­ностическое и ремонтное оборудование. Са­мая распространенная ситуация - это раз­герметизация системы и выход из нее хла­дагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис- катели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод так называемой ультрафиолетовой диагностики герметичности системы авто­кондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наруж­ную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы краситель под действием ультрафиолетовых лучей спе­циального светильника начинает светиться (флюоресцировать)...

...и места утечки хладагента становятся видны. Следует отметить, что краситель не оказы­вает отрицательного воздействия на систе­му. Он может находиться в хладагенте и цир­кулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу, только когда возни­кнет утечка.

После ремонта автокондиционера необхо­димо провести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционе­ра для каждой модели автомобиля индиви­дуален.

Для проведения высококачественной за­правки автомобильного кондиционера необходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконеч­никами;

- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления не более 5 г)

весы для дозирования заправляемого хла­дагента.

В связи со специфическими особенно­стями ремонта системы кондиционирова­ния в данном разделе описаны только ра­боты по снятию и установке отдельных эл­ементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специа­лизированных сервисных центрах.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попа­дание жидкого хладагента на кожные покро­вы человека вызывает сильное обмороже­ние, поэтому все работы, связанные с обслу­живанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализиро­ванных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим обору­дованием. При проведении работ своими си­лами принимайте меры предосторожности.

Видео по теме "Mazda CX-7. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА"

Mazda CX-7 - замена радиатора кондиционера
Чистка дезинфекция испарителя кондиционера Mazda CX-5 своими руками
Чистка (мойка) радиатора кондиционера mazda cx 5 своими руками


 

Другие материалы раздела

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ
Подкапотное пространство
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
КЛЮЧИ АВТОМОБИЛЯ
ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВ
ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВ - ЧАСТЬ 2
ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВ - ЧАСТЬ 3
КОМБИНАЦИЯ ПРИБОРОВ
СИСТЕМА КРУИЗ-КОНТРОЛЯ
МАРШРУТНЫЙ КОМПЬЮТЕР
ОТОПЛЕНИЕ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ САЛОНА
СТЕКЛОПОДЪЕМНИКИ
РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПЕРЕДНИХ СИДЕНЬЯХ
РЕГУЛИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ ПЕРЕДНИХ СИДЕНИЙ
ЗАДНЕЕ СИДЕНЬЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКИХ СИДЕНИЙ
ЗЕРКАЛА ЗАДНЕГО ВИДА
ПРОТИВОСОЛНЕЧНЫЕ КОЗЫРЬКИ
УПРАВЛЕНИЕ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАПРАВКА АВТОМОБИЛЯ ТОПЛИВОМ
ПОЛЬЗОВАНИЕ ДОМКРАТОМ
БУКСИРОВКА АВТОМОБИЛЯ
ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАВОДИТСЯ
НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ТОПЛИВА
ПРОПАЛ холостой ход
ПОСТОРОННИЕ ШУМЫ И СТУКИ В ДВИГАТЕЛЕ
Сцепление не выключается (ведет)
ДВИГАТЕЛЬ НЕ РАЗВИВАЕТ ПОЛНОЙ МОЩНОСТИ
ДЕТОНАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Не горят лампы блок-фар, фонарей
Быстрый износ протектора шин
Коды неисправностей
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
РЕГЛАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ
ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ДОЛИВКА МАСЛА В СИСТЕМУ СМАЗКИ
ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ДОЛИВКА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ В БАЧОКГИДРОПРИВОДА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ДОЛИВКА ЖИДКОСТИ В БАЧОК ГИДРОУСИЛИТЕЛЯРУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРОВЕРКА ВНЕШНИХ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
ДВИГАТЕЛЬ
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДЕКОРАТИВНОГО КОЖУХА ДВИГАТЕЛЯ 2,3 Л
ПРОВЕРКА КОМПРЕССИИ В ЦИЛИНДРАХ 2,3 Л
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА БРЫЗГОВИКОВ И ЗАЩИТЫ КАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ 2,3Л
ЗАМЕНА ОПОР ПОДВЕСКИ СИЛОВОГО АГРЕГАТА ДВИГАТЕЛЯ 2,3 Л
ОЧИСТКА СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ 2,3 Л
УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТАСЖАТИЯ
ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА РЕМНЯ ПРИВОДА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВДВИГАТЕЛЯ 2,3 Л
ЗАМЕНА ЦЕПИ ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМАДВИГАТЕЛЯ 2,3 Л
СНЯТИЕ, ДЕФЕКТОВКА И УСТАНОВКА ВЕДУЩЕГО ДИСКА ДВИГАТЕЛЯ 2,3 Л

ДТП в России